Решаем вместе
Есть вопрос?

Памятка родителям будущих первоклассников

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Готов ли ваш ребенок стать первоклассником?
Середина мая.
Если вашему ребенку седьмой год, значит, настало время подумать о школе. И скорее всего у вас на примете уже есть несколько школ, в которые можно было бы отдать малыша. Но временами охватывают сомнения: а справится ли он с новыми физическими и психологическими нагрузками?
Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в первый класс.

Первый и самый простой - это ваши собственные наблюдения.
Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу (не менее 20 минут) выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания, - рисует, лепит, собирает конструктор и т.п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире. С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается со взрослыми. На вопрос: `Хочешь пойти в школу?` - ребенок отвечает: `Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать, читать и т.п.`.
Если вы узнали по этому описанию своего малыша, значит, у вашего ребенка не возникнет лишних проблем с обучением в школе.  
Второй способ определить готовность ребенка к школе.
Беседа с педагогами и психологами, работающими в детском саду, поможет вам узнать об особенностях вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами.

Важно получить следующую информацию:
Как ребенок работает на занятиях? Часто ли отвлекается? Точно ли понимает и выполняет задания воспитателя? Замечает и исправляет собственные ошибки? Проявляет активность и самостоятельность или нет? Уверенно и без излишней робости отвечает на вопросы перед группой сверстников? Часто ли, выполняя задания, обращается за помощью? Быстро утомляется или может работать долго? Хорошо ли развита мелкая моторика пальцев рук?
Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?
Как ребенок взаимодействует с педагогом? Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При выполнении задания общается со взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и интерес к познанию чего-то нового?
Если, отвечая на эти вопросы, воспитатели и педагоги дают вашему ребенку положительную характеристику, то можно не сомневаться в психологической готовности малыша к школе. В обратном случае тоже не стоит огорчаться - вам сможет помочь опытный педагог-психолог, который проведет подробную профессиональную диагностику психологической готовности ребенка к школе и даст необходимые рекомендации для родителей и педагогов. Времени еще достаточно, а такие специалисты работают почти в каждом детском саду и школе.

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.  

Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.  

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.  
Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.  

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения.

Готовность ребенка к школе.

Готовность ребёнка к школе.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться прежде всего как общая его готовность, включая в себя физическую, личностную и интеллектуальную готовность.

Физическая готовность - это состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма ребенка, необходимая степень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координации, физическая и умственная работоспособность.

Личностная готовность - это определенный уровень произвольности поведения, сформированность навыков общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); активность и инициативность, самостоятельность, умение слушать и слышать другого, согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе.

Интеллектуальная готовность - это овладение родным языком и основными формами речи (диалог, монолог), развитость образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение элементами учебной деятельности внутри специфически детских видов деятельности (конструирование, рисование, лепка, различные игры),выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения познавательных задач, наличие элементарного кругозора и компетенции (представления о мире людей, вещей, природе и т.д.).

Новый год

 Стихи к Новому году

Снежинки
                        (Г. Новицкая)
– Кто снежинки
Делал эти?
За работу
Кто в ответе?
– Я! – ответил Дед Мороз
И схватил меня
За нос!
***
                                                  Ю. Щербаков
На мохнатых колких лапах
Елка в дом приносит запах:
Запах хвои разогретой,
Запах свежести и ветра,
И заснеженного леса,
И чуть слышный запах лета.
***
Зайчик умывается, на елку собирается.
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Надел бантик - стал он франтик.
                                          В. Петрова
Дед Мороз прислал нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!
Самый главный из гостей
                                                    (И. Черницкая)
– Кто в нарядной теплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
Он играет с нами, пляшет,
С ним и праздник веселей!
– Дед Мороз на елке нашей
Самый главный из гостей!
***
                                                    А. Шибаев
К нам на елку – ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки, что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то... папины!
***
                                                  А. Усачев
Выбрал папа елочку
Самую пушистую.
Самую пушистую,
Самую душистую...
Елочка так пахнет –
Мама сразу ахнет!
***
Мама елку украшала,
Аня маме помогала;
Подавала ей игрушки:
Звезды, шарики, хлопушки.
А потом гостей позвали
И у елочки сплясали!
***
                                                Т. Мельникова
Дети водят хоровод,
Хлопают в ладоши.
Здравствуй, здравствуй.
Новый год! Ты такой хороший!
***
                                                          Я. Аким
Елка наряжается –
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
***
                                                     Т. Мельникова
За окном снежинок стая,
Тоже водит хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
Мы встречаем Новый год.
***
                                                О. Чусовитина
Скоро, скоро Новый год!
Скоро Дед Мороз придёт.
За плечами ёлочка,
Пушистые иголочки.
Он подарки нам разносит
И стихи читать нас просит.
***
НОВЫЙ И СТАРЫЙ ГОД
(Е.Благинина)
На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.
На первую ступеньку
Встал парень молодой.
Трое
                                  (А. Босев)
На заснеженной полянке
Я,
Зима
И санки.
Только землю
Снег покроет –
Собираемся мы трое.
Веселимся на полянке –
Я,
Зима
И санки
***
                                                     Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он – Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят – ему сто лет,
А шалит как маленький!
***
Если кончится мороз,
Снег растает белый,
Что же дедушка Мороз
Бедный станет делать?
Побежит с него вода
Ручейками на пол,
С бороды его тогда
Тоже станет капать?
Добрый дедушка Мороз,
Миленький, любименький!
Спрячься, дедушка Мороз,
В нашем холодильнике!
***
У подъезда, на площадке
Собрала я снег лопаткой.
Хоть не много снега было,
Я снегурочку слепила.
В коридор поставила,
А она … растаяла!
Новый год
                                                             (Н.Найденова)
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски...
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!
***
                                                         М.Пожаров
Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льет вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!

***

                                                                 Н.Стожкова
Кладет Дед Мороз всем зайчатам под елку
По мягкой игрушке - пушистому волку.
Пусть каждый трусишка играет в того,
Кто ужас наводит в лесу на него.

А каждой лисичке - по новой расческе
Для модной, блестящей и рыжей прически.
Чтоб некогда было зайчат обижать -
Прическу ведь надо в порядке держать.

А что же припас Дед Мороз медвежонку?
Корзинку малины? Медку из бочонка?
Оставлен под елью огромной лесной
Будильник, что мишку разбудит весной.

Стихи о елке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе
                                                                          (Е.Благинина)
Люблю я у елки одна посидеть.
Люблю я как следует все разглядеть:
Какие игрушки, не скучно ли им
Иль кто не доволен соседом своим.
Вот рядом с Морозом висит стрекоза.
А с волком зубастым, смотрите, - коза.
Я думаю, холодно тут стрекозе
И очень уж страшно бедняге козе.
Я рядом с Морозом повешу звезду,
А козочку эту сюда отведу.
Тут, кстати, цветочек расцвел золотой
И солнышко светит...
- Ну, козочка, стой!
А вот колокольчик. Фарфоровый он.
К нему прикоснешься - послышится звон.
А вот балерина, а вот петушок.
С ним рядом - цыпленок, как желтый пушок.
А это - хлопушка, а это - флажок,
А это - пастух, он играет в рожок.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза и пастух - замечательно, да?
Вот шар полосатенький, это - медведь.
Вот птичка - она собирается петь.
А это - грибочек, а это - луна,
А это - душистого сена копна.
Постойте, козу я повешу сюда.
Коза у копны - замечательно, да?
Но жалобно вдруг закричала коза.
Гляжу - из-за сена сверкают глаза.
Смеюсь до упаду: вот это дела!
Козу-то я к волку опять привела!
Я, стало быть, елку кругом обошла.
ВСТРЕЧАЛИ ЗВЕРИ НОВЫЙ ГОД
Встречали звери
Новый год.
Водили звери
хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже - злые Волки!
Пустился в пляс
И Дикобраз -
Колючие иголки,
И все - дрожать,
И все - визжать,
И все - бежать от елки!
Гляди-ка: Уж -
Хоть сам хорош! -
И тот дрожит от страха!..
-Зато меня уж
не проймешь! -
Сказала
Че-ре-па-ха!
-Мы спляшем
Шагом
Черепашьим,
Но всех,
Пожалуй,
Перепляшем!

Медвежий сон
                                                     А.Костаков
Сочувствует медведю
Зимой лесной народ.
Ни разу косолапый
Не встретил Новый год.
Ему бочонок с медом
Оставил Дед Мороз,
А он храпит в берлоге,
Прикрыв ладошкой нос.
Но кто его поздравит?
Не встретишь смельчака.
Разбудишь лежебоку -
А вдруг намнет бока?

Живи, елочка!
                                                               (И.Токмакова)
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой
Неспиленной ели!
Дед Мороз.
Старый Дедушка Мороз
С белой бородою,
Что ребяткам ты принес
На праздник новогодний?
Я принес большой мешок,
В нем игрушки, книжки,
Пусть встречают — хорошо
Новый год детишки!
***
Елка, колкая иголка,
Где ты выросла? - В лесу.
Что там видела? - Лису.
Волки да медведи,
Вот мои соседи.
А у нас под Новый год
Каждый песенку поет.
Наша Елка
                                                             (З. Петрова)
Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы, выше мамы -
Достает до потолка.
Как блестит ее наряд,
Как фонарики горят,
Наша Елка с Новым Годом
поздравляет всех ребят.
Будем весело плясать,
Будем песни распевать,
Чтобы елка захотела
В гости к нам прийти опять!
ЕЛКА
                                                    (Е.Благинина)
Ну и елка, просто диво,
Как нарядна, как красива.
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие блестят
И качаются игрушки -
Флаги, звездочки, хлопушки.
Вот огни зажглись на ней,
Сколько крошечных огней!
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая звезда.
***
Елочка
                                                             (Д.Хорол, пер. М.Сидоренко)
По сугробам, по кустам
Скачет заяц белый.
Нет норы ни здесь, ни там
Что же зайцу делать?
Он охотника боится,
Он от страха весь дрожит.
Заяц скачет, заяц мчится,
Заяц к елочке бежит.
Спрячь меня, елочка,
Поскорей!
Спрячь меня, зеленая.
Пожалей!
И накрыла быстро
Елочка ветвями
Бедного зайчишку
С длинными ушами.
Только виден хвостик,
Ну да не беда:
Хвостик можно спрятать
В снег
Всегда.
ДЕКАБРЬ
                                                         (С. Маршак)
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбигают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до макушки
Самый смелый огонек.
Год прошел, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют - двенадцать раз.
Песня о елке
                                                                (С.Маршак)
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Разноцветные шары
Не растут на елке.
Не растут на елке
Пряники и флаги,
Не растут орехи
В золотой бумаге.
Эти флаги и шары
Выросли сегодня
Для российской детворы
В праздник новогодний.
В городах страны моей,
В селах и поселках
Столько выросло огней
На веселых елках!
Горит огнями елочка
                                                   (Л.Некрасова)
Горит огнями елочка,
Под нею тени синие,
Колючие иголочки
Как будто в белом инее.
Она в тепле оттаяла,
Расправила иголочки,
И с песнями веселыми
Пришли мы к нашей елочке.
Игрушки разноцветные
Для нас на ней развесили,
И мы глядим на елочку,
И нам сегодня весело.
Огни на елке яркие
Повсюду зажигаются,
Во вех домах,по всей стране
Ребята улыбаются.
Новогодней ночью
                                                               (Б.Сурская)
В небе над лесной опушкой
Свечи яркие зажглись.
Месяц елочной игрушкой
В синем воздухе повис.
Разорвал туманы рогом,
Серебро в сугробы льет,
Светит в Мишкину берлогу,
Спать медведю не дает:
Не храпи ты хоть сегодня
Ведь проспал немало дней!
Этой ночью новогодней
Светит елка в сто огней.
Не отмахивайся лапой,
Вылезай, идем со мной.
─ Ладно, ─ молвил косолапый.
Погоди, приду весной.
На заснеженной поляне
Звери водят хоровод,
Волк играет на баяне,
Заяц песенки поет.
То вприсядку, то с прискоком
Пляшут галка и сорока,
Пляшет ворон, старый дед,
Хоть ему и триста лет.
Лисанька, выходи!
Кумушка, выходи!
Снег пушистый, серебристый
Рыжим хвостиком мети.
Белочка, поскачи,
Шустрая, поскачи!
Нас по веткам за тобой
Тоже прыгать научи.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
У тебя на задних лапах
Лапоточки хороши!

***
                                                     Е.Михайлова
Что такое Новый год?
Это все наоборот:
Елки в комнате растут,
Белки шишек не грызут,
Зайцы рядом с волком
На колючей елке!
Дождик тоже не простой,
В Новый год он золотой,
Блещет что есть мочи,
Никого не мочит,
Даже Дедушка Мороз
Никому не щиплет нос.

***
                                                     И.Токмакова
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Хорошо в лесу зимой,
Лес украшен бахромой,
Звонкий снег искрится,
Иней серебрится.
Тихо ель качается.
Старый год кончается.
Смех, веселье, игры, шутки,
Песни, радость, пляски!
Хорошо нам всем живется
В новогодней сказке!

***
                                             А.Барто
Встали девочки в кружок,
Встали и примолкли.
Дед Мороз огни зажег
На высокой елке.
Наверху звезда,
Бусы в два ряда.
Пусть не гаснет елка.
Пусть горит всегда.

***
Hовогодний хоровод
Если рояль старается,
Если мотив нам нравится,
Если мы в танце кружимся,
Значит мы все подружимся.
Зайцы танцуют с мишками.
Тигры и львы с мартышками,
Пляшут бараны с пугалом,
Кошка под ручку с пуделем.
Слон в полосатом шарфике
Пляшет как-будто в Африке
Кружится вместе с роботом
Весело машет хоботом.
Вот прибежала курица.
Курица просто умница,
Всех угощает пряником
И поздравляет с праздником.   
ДЕЛО БЫЛО В ЯНВАРЕ
                                                       (А.Барто)
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
А возле этой елки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперед
И прыгнули на елку.
Они прижали ушки,
Повисли, как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат -
Обманули волка.
Дело было в январе, -
Подумал он, что на горе
Украшенная елка.
В ЗАЩИТУ ДЕДА МОРОЗА
                                                              (А.Барто)
Мой брат (меня он перерос)
Доводит всех до слез.
Он мне сказал, что Дед Мороз
Совсем не Дед Мороз!
Он мне сказал:
-В него не верь! -
Но тут сама
Открылась дверь,
И вдруг я вижу -
Входит дед.
Он с бородой,
В тулуп одет,
Тулуп до самых пят!
Он говорит:
-А елка где?
А дети разве спят?
С большим серебряным мешком
Стоит, обсыпанный снежком,
В пушистой шапке дед.
А старший брат твердит тайком:
-Да это наш сосед!
Как ты не видишь: нос похож!
И руки, и спина! -
Я отвечаю: - Ну и что ж!
А ты на бабушку похож,
Но ты же не она!
ЁЛКА
                                                          (К.Чуковский)
Были бы у ёлочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на ёлочке
Игрушки –
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на ёлочке
Флаги
Из пунцовой, из серебрянной
Бумаги.
Засмеялись бы на ёлочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что
У ворот
Постучался
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!
ОТКУДА ПРИХОДИТ НОВЫЙ ГОД?
                                                                    (А.Усачёв)
Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло...
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт...
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!
Вырастала елочка
                                                           Е.Трутнева     
Вырастала елка
В лесу на горе,
У нее иголки
Зимой в серебре.
Жил под елкой зайка
С зайчихой своей,
Прилетала стайка
Чечеток с полей.
Приходили к елке
И волки зимой...
Увезли мы елку
Из леса домой.
Нарядили елку
В новый наряд,
На густых иголках
Блестки горят.
Началось веселье,
Песни да пляс!
Хорошо ли, елка,
Тебе у нас?

ДЕД МОРОЗ
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он - Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.


                                                          И.Токмакова
На свете так бывает,
Что только раз в году
На елке зажигают
Прекрасную звезду.
Звезда горит, не тает,
Блестит прекрасный лед.
И сразу наступает
Счастливый Новый год!

                                          М.Лесна-Раунио
Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины.
Порезвясь в широком поле
И устав в лесу скитаться,
Дед Мороз от скуки, что ли,
В теплый дом решил забраться.
Но испуганные люди
Дверь держали на запоре,
И Морозко - будь что будет -
Сквозь окно полез к ним вскоре.
Но и там была преграда -
В окнах стекла были всюду,
И Морозко от досады
Навредить решился людям.
Он прикинул хитрым оком,
Кисти взял, белил, эмали -
И к утру все стекла окон
Света в дом не пропускали.
Снегурочка
                                         (Е.Благинина)
Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку
Под яблоней в саду.
Стоит моя царевна
Под круглым деревцом -
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.
В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.
Нарядили елку в праздничное платье
                                                         К. Фофанов
Нарядили елку в праздничное платье:
В пестрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, елка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится елке вечер, месячный и звездный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазном блеске, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей...
Грезятся им елка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.
31-го декабря
Мы одного весь вечер ждем:
Когда придет к нам елка в дом?
Напротив вспыхнуло окно -
Там елка убрана давно!
В другом окне зажегся свет -
Там дед залез на табурет
И прикрепил звезду к макушке,
И внукам роздал по хлопушке!
Уже вот-вот и Новый год!
А вдруг к нам елка не придет?
Ура! Звонок!
С сестрой вдвоем мы скачем у дверей.
Сначала елка входит в дом,
А папа - вслед за ней!
 

90-летие РМЭ

 4 ноября – 90-летие Республики Марий Эл!

Марийский край родной,
На карте мира
Ты меньше, чем кленовый лист.
У нас в сердцах,
Мой край марийский милый
Ты как цветок – прекрасен, юн и чист.
Что такое Родина?
Марий Эл, Земля!
Что такое Родина?
Республика моя!
Мало нами прожито,
Мало нами пройдено,
Но любовью крепкою
Тебя мы любим, Родина.

Марийский край – земля Онара –
Ты часть страны моей большой!
Для сердца гордостью ты стала,
Я преклоняюсь пред тобой
Четыре века с половиной
С Россией об руку ты шла,
Надежды, радости, печали
Ты с нею вместе пронесла!
Поля, леса, озера, реки…
Твоих богатств не перечесть.
Люблю тебя мой край навеки
И принимаю все как есть.

Славлю
Край родной, любимый,
Славлю
Край неповторимый.
Лип цветущих аромат,
Шелковых лугов наряд.
Славлю я поля крутые.
Край марийский,
Край родной!
Славлю города и нивы,
Мой народ трудолюбивый!

Мы любим тебя, Родина,
Наша радость светлая,
Наше солнце яркое,
Наша песнь заветная!
 

к 23 февраля

Стихи про  23 февраля.
День  Защитника Отечества

23 февраля - День Армейской славы!

Татьяна Бокова

23 февраля - День Российской Армии!
Вверх орудия палят, всех салютом балуют.
Шлют они от всей страны благодарность воинам,
Что живём мы без войны, мирно и спокойно.
Дед мой в армии служил. У отца - награды.
Вот и я давно решил, что пойду в солдаты!
Знаю, надо подрасти... Нужно стать взростлее...
Но ведь я себя вести по-мужски умею!
Защищаю во дворе маленьких и слабых
И справляю в феврале День Армейской славы.
Я сумел бы выполнять, как солдат, задания.
Попрошу меня принять в армию заранее!

23 февраля

И. Грошева

Февраль, февраль, зима и солнце!
И первых птичек переклик!
Сегодня выглянул в оконце:
Застыл, к стеклу лицом приник.
Мои друзья — вчера мальчишки -
Сегодня выросли и вдруг
Все как один, забросив книжки,
За руки взялись, встали в круг
И обещали мамам, сестрам
Границы радости беречь,
Беречь наш мир — и птиц, и солнце,
Меня в окошке уберечь!

Кому что снится?

В. Орлов

Тихо сумерки ложатся,
Ночь приходит не спеша.
Над землёю сны кружатся,
Мягко крыльями шурша.
Юнгам снятся паруса,
А пилотам - небеса.
Снится лыжнику зима,
А строителю - дома.
Трактористу поле снится,
В поле - рыжая пшеница.
Солнце жаркое печет,
Как река, зерно течёт.
Космонавту снится гром -
В громе дрогнул космодром:
Отправляются ракеты
На далёкие планеты.
Спит художник в тишине,
Краски видит он во сне.
Он водой разводит краски
И раскрашивает сказки.
Где-то замерла граница,
Над границей сон кружит.
Пограничнику не спится -
Он границу сторожит.

Мой дедушка

Л. Татьяничева

Сапёром мой дедушка был на войне.
Медали свои он показывал мне.
Теперь на площадке, где строится дом.
Работает дедушка крановщиком.
Он рукоятку тронет слегка -
Стальная стрела уйдёт в облака.
Однажды принёс я деду обед
И громко позвал его:
- Дедушка, дед! -
Вокруг засмеялись:
- Шутишь, герой! Какой же он дед.
Он у нас - молодой! -
Хрустит под ногами белый снежок,
Мы с дедушкой вместе идём на каток.
Вышли на лёд, а я крикнул:
- Дедусь, Я за тобою не угонюсь!
-Люди вокруг засмеялись опять:
- Дедушку внук не может догнать!

Защитники Отечества родного...

Две старых фотографии, два деда,
Со стен как будто смотрят на меня.
Один погиб почти перед победой,
Другой пропал в немецких лагерях.

Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой пропал без вести, словно сгинул,
И даже неизвестно, где лежит.

Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.

И в этот День Защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли отчизну защищать.

Маленький офицерик, или Рассказ маленького мальчика

Кирилл Авдеенко, 2008

Пусть я маленький ерошка,
Пусть коверкаю слова!
Но мечтаю я немножко
Быть смелей седого льва.

Мама хочет дипломатом
Сделать в будущем меня;
Папа хочет адвокатом
Чтобы стал когда-то я.

Я их слушаю серьёзно
И киваю им в ответ;
А потом вприпрыжку к деду,
У него спросить совет.

"Не хочу быть дипломатом,
Адвокатом не хочу!
Буду Родины солдатом!" -
Деду громко прокричу.

Ну а ты, любимый деда,
Улыбнёшься, как всегда:
"Эх, мой милый непоседа!
Офицером будешь - да!"

Я тебя услышу, деда,
Генералом стану я!
Пусть сейчас я непоседа -
То теперь мечта моя!

И скажу я за обедом
Маме, папе и коту,
Что пойду, мой милый деда,
Я в военный институт.

Там я занят буду делом –
Все науки изучать!
Там меня научат смело
Маму, папу защищать!

А погоны на рубашке,
Тёмный кожаный ремень,
И ботинки, и фуражку
Чистить будет мне не лень!

И все девочки задорно
Улыбаться будут мне,
Как домой поеду в форме
К дяде, тёте - всей родне!

Пусть я маленький ерошка,
Пусть я взрослым не чета!
Вот такая вот немножко
Защищать страну мечта!

Папа

Автор: Лика Разумова

Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный,
Ласковый он.

Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.

Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу
Даже сложное дело.

Еще он - шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.

Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.

И скучно без папы
На санках кататься.
Никто не умеет
Так громко смеяться.

Мой папа - волшебник.
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.

Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.

Его обниму я
И тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя
Крепко люблю!

Ты самый заботливый,
Самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!

Защитникам Отечества

Защитники обители.
Отважные бойцы.
И доблестные рыцари.
Лихие храбрецы.

Сил темных победители.
Без званий и имен.
Отечества служители.
Солдаты всех времен.

За Вас, ребята славные!
Чтоб не было войны!
Вы - наши силы главные!
Вы - армия страны!

Папа

Татьяна Бокова

У меня есть папа!
Спросите, какой он?
Самый СИЛЬНЫЙ папа,
Самый ХРАБРЫЙ воин!
Добрый. Умный самый.
Как не похвалиться.
Папаой только с мамой
Можно поделиться.
У меня есть папа!
Всё равно, какой он!
Лучший в мире папа,
Потому что МОЙ ОН!

Сегодня Федя не проказник

И. Грошева

Проснулся Федор утром рано
И чуть не шлепнулся с дивана:
Вчера разбросанные танки,
Машинки, кони и тачанки
Построились. И в ряд стоят
Торжественно, как на парад!
"Вот это да!" — подумал он, -
"Быть может, это снится сон?"
Но в комнату заходит мама
И, улыбаясь, говорит:
"Вставай, защитник, умывайся,
На кухне чай уже кипит".
И вспомнил Федор, это — праздник
И он сегодня — главный в нем.
Сегодня Федя — не проказник,
Он маму слушает во всем,
Сестренку во дворе спасает…
А мама про себя мечтает:
Пускай так каждый день бывает!

Будущий мужчина

В. Косовицкий

У меня пока игрушки:
Танки, пистолеты, пушки,
Оловянные солдаты,
Бронепоезд, автоматы.
А когда настанет срок,
Чтоб служить спокойно мог,
Я с ребятами в игре
Тренируюсь во дворе.
Мы играем там в "Зарницу" -
Прочертили мне границу,
На посту я! Стерегу!
Раз доверили - смогу!
А родители в окне
Смотрят вслед с тревогой мне.
Не волнуйтесь вы за сына,
Я же - будущий мужчина!

Праздник всех отцов

И. Грошева

Сегодня с самого утра,
Торжественно и тихо,
Оделась младшая сестра
И прошмыгнула лихо
На кухню к маме поскорей,
Там что-то зашумело -
Мы с папой тоже побыстрей
Умылись — и за дело:
Я форму школьную одел,
В костюм оделся папа.
Все как всегда, но все же нет -
Отец медаль достал из шкафа.
На кухне нас пирог заждался,
И вот тогда я догадался!
Сегодня — праздник всех отцов,
Всех сыновей, всех, кто готов
Свой дом и маму защитить,
Всех нас от бед отгородить.
Я не завидую отцу —
Ведь я, как он, и я спасу
Отчизну, если будет надо,
Ну а пока бы мармелада
От пирога отковырнуть…
И снова в школу, снова в путь,
Где мне подскажут, может быть,
Как папу с мамой защитить!

Мужчина в доме

Я. Аким

Папа на аэродроме
Мне сказал:
- Четыре дня
Будешь ты мужчиной в доме,
Остаёшься за меня!

Покатился самолёт,
Папа вырулил на взлёт.

Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь,
Усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь.

- Бабушка, - сказал я строго, -
Бегаешь через дорогу.
Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход!

Всем приказ: на небе тучи,
Значит, берегись дождя!
Для зонтов, на всякий случай,
Забиваю два гвоздя.

-Ухмыляешься некстати, -
Пальцем погрозил я Кате. -
Вот что, старшая сестра.
Мой посуду, будь добра!

- Мама ну, а ты - не очень,
Не грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим,
Газ на кухне выключай!

Будущим защитникам

И. Грошева

Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!

Как папа

Татьяна Бокова

Хочу похожим быть на папу.
Во всём хочу как папа стать.
Как он -
Носить костюм и шляпу,
Ходить, смотреть и даже спать.
Быть сильным, умным,
Не лениться
И делать всё, как он - на пять!
И не забыть ещё жениться!
И... нашу маму в жёны взять.

Папы

Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.